Бизнес-модель аэропорта в общем и целом выглядит так: государство строит сам аэродром, подводит к нему автомобильную и железную дороги и объявляет тендер на строительство терминала. Инвестиционная компания вкладывает деньги в строительство терминала и впоследствии зарабатывает на этом активе.
Многие уже оценили эту модель и начали по ней работать. Стоит вспомнить аэропорты Нижнего Новгорода, Самары, Калининграда. По оценкам эти инвестиции очень интересны с точки зрения окупаемости – от 7 до 10 лет.
Государство планирует потратить достаточно внушительную сумму на развитие аэродромов - 172,5 млрд. рублей. Раньше деньги распространялись по всем аэропортам в небольшом количестве, недостаточном для масштабных реконструкций. Сейчас планируется действовать по схеме: один аэропорт построили – перешли к другому. Это позволит доводить проекты до конца и реально улучшать транспортную инфраструктуру.
Недавно за субсидии на постройку третьей полосы ожесточенно боролись Домодедово и Шереметьево, так как чем больше у аэропорта арендуемой государственной инфраструктуры – тем больше у аэропорта активов для заработка денег, предоставляя услуги операторам воздушных судов.
Не последнюю роль в развитии региональных аэропортов играет и «губернаторский фактор», которые стараются притянуть инвестиции именно в свой аэропорт. И это понятно, всем хочется, чтобы при приземлении в регионе пассажира встречал современный терминал.
Средняя рентабельность в аэропортовом бизнесе – 30%. При этом стоит различать авиационную и неавиационную составляющую этого бизнеса. Авиационная составляющая это услуги для авиакомпаний, такие как взлет-посадка, обеспечение авиационное безопасности, использование терминала. Здесь большие обороты, но низкая рентабельность, так как многие расценки контролируются государством. Неавиационная составляющая – это сдача в аренду площадей под магазины, кафе, офисы. По обороту она значительно меньше, но аэропорты стараются максимизировать выручку с этих услуг. Зачастую, доходы от неавиационной составляющей превышают доходы от авиационной. Как, например, в 2011 году доход аэропорта Домодедово от авиационной составляющей получил 21% доходов, от сдачи помещений 28%, а остальные 51% от хранения и реализации топлива, цеха бортового питания и услуг для грузовых авиаперевозок.